1С-ОФД

Чем поможет сервис

До 1 июля 2018 года организации на ЕНВД и индивидуальные предприниматели с наемными сотрудниками, занятые в розничной торговле (в том числе вендинг) и в общепите, а также интернет-магазины, принимающие электронные платежи должны выполнить требование новой редакции закона 54-ФЗ:
  • приобрести онлайн-кассы;
  • зарегистрировать их в ФНС;
  • обеспечить передачу данных о продажах в Федеральную налоговую службу. Передача данных осуществляется через оператора фискальных данных (ОФД).

С 1 июля 2019 года на онлайн-кассы должны перейти все организации и индивидуальные предприниматели, в том числе оказывающие услуги населению.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые перешли на новые онлайн-кассы с 1 июля 2017 года, обязаны регулярно продлевать договор с ОФД.

Помощь при переходе на новый порядок применения ККТ оказывают "Центры компетенции по 54-ФЗ". Сертифицированные партнеры фирмы "1С":
  • проконсультируют по выбору новой онлайн-кассы;
  • окажут помощь в получении электронной подписи для регистрации кассы в ФНС;
  • подключат к выбранному оператору фискальных данных;
  • настроят сервисы и программы 1С для прогнозирования спроса, управления ассортиментом и анализа работы розничного магазина;
  • заменят фискальный накопитель и продлят договор с ОФД.

Возможности

  • Подбор оптимального тарифа для вашего бизнеса. Пять операторов фискальных данных.
  • Комплексный подход: от продажи и настройки ККТ до отправки чеков в ФНС и получения отчета о доставке.
  • Интеграция с программными продуктами 1С.
  • Любой тарифный план включает:
    • передачу фискальных данных в ФНС
    • отправку чеков покупателям
    • личный кабинет с отчетами о продажах

Техподдержка

  • Бесплатный федеральный номер: 8 800 333 93 13
  • "1С-Коннект": услуга "1С-ОФД: Поддержка клиентов"
  • По электронной почте: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Будние дни с 07:00 до 20:00, выходные и праздничные дни с 09:00 до 18:00

Дополнительно

Когда ККТ применяется

Контрольно-кассовую технику (ККТ) обязаны применять все организации и предприниматели при осуществлении расчетов как наличными денежными средствами, так и с использованием электронных средств платежа (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники…" (далее – Закон № 54-ФЗ).

К расчетам относится (ст. 1.1 Закона № 54):

  • прием денег от покупателя за реализуемые ему товары (работы, услуги);
  • выплата денег продавцу за приобретенные товары (работы, услуги) (например, при приобретении товаров у населения);
  • выплата денег при отказе покупателя от ранее приобретенных товаров (работ, услуг);
  • получение от продавца денег при отказе от ранее приобретенных товаров (работ, услуг) (например, при возврате ранее приобретенных товаров населению);
  • прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при проведении азартных игр;
  • прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежного выигрыша при проведении лотерей.

В перечисленных случаях применение ККТ (выдача чека или БСО) обязательно. Такие правила действуют с 15.07.2016. До этого ККТ следовало применять только при получении денег при продаже товаров, работ или услуг.

Отдаленные от сетей связи местности

Есть особенности применения онлайн-кассы в местностях, отдаленных от сетей связи. В таких местах онлайн-кассы могут использоваться в автономном режиме, то есть не передавать фискальные документы в налоговые органы в электронной форме (п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Критерием отнесения местности к удаленной от сетей связи является численность населения, которая не должна превышать 10 тыс. человек (приказ Минкомсвязи РФ от 05.12.2016 № 616). На основании этих критериев органы государственной власти субъектов РФ утверждают перечни таких местностей. Перечни должны быть размещены на сайтах этих органов власти.

Однако для некоторых организаций и предпринимателей сделаны исключения – они освобождены от обязанности применять онлайн-ККТ. Рассмотрим эти случаи подробнее.

Онлайн-ККТ не применяется по некоторым видам деятельности

Производить расчеты без ККТ могут организации и предприниматели, осуществляющие следующие виды деятельности (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ):

  • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ (учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно);
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;
  • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р;
  • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полимерной пленкой, парусиной, брезентом);
  • торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином; сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья (за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней);
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности.

Исключение: организации и предприниматели, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также торгуют подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Это устройство предназначено для осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме с применением ККТ без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя.

Онлайн-ККТ не применяется в труднодоступных местах

Освобождаются от обязанности применять ККТ организации и предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа). Перечень таких местностей утверждает орган власти субъекта РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Размещаются перечни на сайтах соответствующих органов власти субъектов РФ.

При этом с 15.07.2016 такие организации и предприниматели обязаны выдавать покупателю (клиенту) по его требованию документ, подтверждающий факт осуществления расчета между организацией (предпринимателем) и покупателем (клиентом).

Такой документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные абз. 4 - 12 п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ (с учетом переходных положений, установленных п. 14, 17 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).

Правила выдачи и учета документов, подтверждающих факт осуществления расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях, утв. постановлением Правительства РФ от 15.03.2017 № 296. Подробнее читайте в комментарии.

Освобождение от применения ККТ не относится к организациям и предпринимателям, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Онлайн-ККТ не применяют аптечные организации

ККТ вправе не применять аптечные организации (п. 5 ст. 2 Закона № 54-ФЗ):

  • в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах;
  • обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Исключение: организации и предприниматели, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Применять ККТ в таком случае необходимо.

Онлайн-ККТ не применяют религиозные организации

Контрольно-кассовую технику можно не применять (п. 6 ст. 2 Закона № 54-ФЗ):

  • при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний;
  • при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях;
  • в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ.

Онлайн-ККТ не применяется при расчетах между организациями и предпринимателями

Также следует учитывать, что ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Однако если расчет происходит наличными денежными средствами, освобождение не действует, т.е. продавец обязан оформить чек с применением онлайн-ККТ.

Срок перехода на онлайн-кассы зависит от нескольких факторов – режима налогообложения, вида деятельности и способа расчета с покупателем.

Далее представлена таблица со сроками перехода на онлайн-ККТ для плательщиков, применяющих:

  • ЕНВД
  • ПСН
  • Общий режим налогообложения и УСН

ЕНВД

Режим налогообложения продавца Переход на онлайн-кассы Вид деятельности Особенности
ЕНВД с 1 июля 2019 года (организации и предприниматели)
  • бытовые услуги
  • ветеринарные услуги
  • услуги по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств
  • услуги по предоставлению во временное владение мест для стоянки автомототранспортных средств, по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках
  • перевозка пассажиров и грузов
  • распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций
  • размещение рекламы с использованием транспортных средств
  • услуги по временному размещению и проживанию
  • услуги по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, земельных участков
(пп. 1-5, 10-14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, пп. 1 п. 7.1 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)
Если ККТ не применяется, то по требованию покупателя надо выдавать документ (товарный чек, квитанцию или другой документ), подтверждающий прием денежных средств (п. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)

Если предприниматель, занимающийся розничной торговлей (общепитом), заключит трудовой договор с работником, то он должен в течение 30 календарных дней зарегистрировать ККТ (п. 7.3 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)
с 1 июля 2018 года (организации) 1) розничная торговля, включая:
  • торговлю с использованием торговых автоматов
  • торговлю алкоголем
2) общественное питание, включая:
  • торговлю алкоголем
(п. 7, 11 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, абз. 10 п. 10 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ)
с 1 июля 2018 года (предприниматели с наемными работниками) 1) розничная торговля, включая:
  • торговлю с использованием торговых автоматов
  • торговлю алкоголем
2) общественное питание, включая:
  • торговлю алкоголем
(п. 7, 11 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, абз. 10 п. 10 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ)
с 1 июля 2019 года (предприниматели без наемных работников) 1) розничная торговля, включая:
  • торговлю с использованием торговых автоматов
  • торговлю алкоголем
2) общественное питание, включая:
  • торговлю алкоголем
(пп. 6-9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, пп. 2 п. 7.1, п. 11.1 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, абз. 10 п. 10 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ)

 

ПСН

Режим налогообложения продавца Переход на онлайн-кассы Вид деятельности Особенности
ПСН с 1 июля 2019 года
  • ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий
  • ремонт, чистка, окраска и пошив обуви
  • парикмахерские и косметические услуги
  • химчистка
  • изготовление и ремонт металлической галантереи
  • ремонт и техобслуживание бытовой техники
  • ремонт мебели
  • услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий
  • ремонт и техобслуживание автотранспортных средств, машин, оборудования и т.д., перечисленные в пп. 1-15, 18-28, 30-44, 49-58, 60-63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, (пп. 3 п. 7.1 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)
Если ККТ не применяется, то по требованию покупателя надо выдавать документ (товарный чек, квитанцию или другой документ), подтверждающий прием денежных средств (п. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)

Если предприниматель, занимающийся розничной торговлей (общепитом), заключит трудовой договор с работником, то он должен в течение 30 календарных дней зарегистрировать ККТ (п. 7.3 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)
с 1 июля 2018 года (предприниматели с наемными работниками) 1) розничная торговля, включая:
  • торговлю с использованием торговых автоматов
  • торговлю алкоголем
2) общественное питание, включая:
  • торговлю алкоголем
(п. 7, п. 11 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, абз. 10 п. 10 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ)
с 1 июля 2019 года (предприниматели без наемных работников) 1) розничная торговля, включая:
  • торговлю с использованием торговых автоматов
  • торговлю алкоголем
2) общественное питание, включая:
  • торговлю алкоголем
(пп. 45 – 48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, пп. 4 п. 7.1, п. 11.1 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, абз. 10 п. 10 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ)

 

Общая система налогообложения и УСН

Режим налогообложения продавца Переход на онлайн-кассы Вид деятельности Особенности
Общая система налогообложения, УСН с 1 июля 2017 года (организации и предприниматели) торговля, за исключением:
  • розничной продажи алкоголя
  • торговли с использованием торговых автоматов
(п. 3 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)
Если налогоплательщик обязан применять ККТ, то необходимо учитывать форму оплаты от покупателя

Налогоплательщики, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ, выдавая БСО в действовавшем ранее порядке (п. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)
с 31 марта 2017 года, если ранее ККТ не применяли (организации и предприниматели) розничная продажа алкоголя

(п. 3 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, абз. 10 п. 10 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ)
с 1 июля 2017 года, если применяли "старую" ККТ (организации и предприниматели)
с 1 июля 2018 года (организации и предприниматели с наемными работниками) торговля с использованием торговых автоматов

(п. 11, 11.1 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)
с 1 июля 2019 года (предприниматели без наемных работников)
с 1 июля 2019 года (организации и предприниматели) услуги (работы) населению, за исключением:
  • услуг общественного питания
(п. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)
с 1 июля 2019 года (предприниматели без наемных работников) услуги общественного питания (включая продажу алкоголя)

(п. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, абз. 10 п. 10 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ)
с 1 июля 2018 года (организации и предприниматели с наемными работниками)
с 1 июля 2017 года иные расчеты 

(п. 3 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)

 

Если продавец обязан применять онлайн-ККТ, то следует учитывать форму расчетов с покупателем.

 

Форма оплаты Переход на онлайн-кассы Особенности
Наличными с 1 июля 2017 года

(п. 3 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)
 
Платежной картой в магазине (эквайринг)
Платежной картой на сайте продавца (эквайринг) Ранее действовавший порядок также обязывал продавцов применять ККТ при расчетах в Интернете с помощью платежных карт (письма Минфина России от 01.03.2017 № 03-01-15/11627, ФНС России от 21.03.2017 № ЕД-3-20/1911)
Оплата поступает через агрегатора платежей (Яндекс.Касса, Робокасса, РБК Мани) с 1 июля 2018 года

(п. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)
Если агрегатор платежей выступает платежным агентом, то применять ККТ и выдавать кассовый чек должен именно он (п. 3, 4 ст. 4.7 Закона№ 54-ФЗ)
Электронными деньгами (Яндекс.Деньги, Вэбмани)  
С мобильного телефона
Покупатель оплачивает через свой онлайн-банк

 

Контрольно-кассовая техника (ККТ), используемая организациями и предпринимателями при осуществлении расчетов, должна быть зарегистрирована в установленном порядке (п. 1 ст. 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, далее – Закон № 54-ФЗ).

С 15.07.2016 внесены существенные изменения в порядок применения кассовой техники (Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ, далее – Закон № 290-ФЗ). В частности, продавцы должны использовать онлайн-кассы с функцией передачи фискальных документов (кассовый чек, БСО) в налоговую инспекцию. Сроки и особенности перехода на онлайн-кассы приведены в таблице.

С 1 февраля 2017 года можно регистрировать только онлайн-кассы (п. 4 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

Для перехода на онлайн-ККТ пользователю необходимо уточнить у производителя ККТ (или ЦТО) можно ли модернизировать имеющиеся кассовые аппараты. Если модернизировать нельзя, то следует приобрести новые (письмо Минфина России от 01.09.2016 № 03-01-12/ВН-38831). Дальнейший порядок действий будет зависеть от того, приобретена новая или модернизирована старая ККТ, он рассмотрен в таблице.

Модернизируем старую ККТ Приобретаем новую ККТ
1. Исходя из сроков действия ЭКЛЗ составить график модернизации кассовых аппаратов 1. Исходя из сроков действия ЭКЛЗ составить график замены кассовых аппаратов
2. Выбрать оператора фискальных данных (ОФД) и заключить с ним договор (предварительно узнав, работает ли он с этой ККТ). Список ОФД приведен на сайте ФНС России 2. Выбрать оператора фискальных данных (ОФД) и заключить с ним договор (предварительно узнав, работает ли он с этой ККТ). Список ОФД приведен на сайте ФНС России
3. Снять старую кассу с регистрации в старом порядке 3. Купить новую ККТ. Во избежание сложностей с регистрацией ККТ, рекомендуем проверять наличие как самой ККТ, так и входящего в ее состав фискального накопителя в соответствующих реестрах, которые опубликованы на сайте ФНС России
4. Модернизировать кассу, снятую с учета. После модернизации это будет уже новая модель кассы 4. Купить новое программное обеспечение, установить его
5. Обновить программное обеспечение 5. Поставить ККТ на учет в инспекции
6. Поставить ККТ на учет в инспекции 6. Подключить новую кассу к оператору фискальных данных (ОФД). Это нужно сделать в течение 30 дней с момента регистрации, чтобы фискальный накопитель не заблокировался
7. Подключить новую кассу к оператору фискальных данных (ОФД). Это нужно сделать в течение 30 дней с момента регистрации, чтобы фискальный накопитель не заблокировался  

Рассмотрим подробнее процедуру регистрации ККТ в налоговой инспекции. Можно выделить основные этапы.

Этап 1. Подача заявления

По общему правилу регистрация ККТ осуществляется в налоговом органе. С 15.07.2016 организации и индивидуальные предприниматели могут по своему усмотрению подать заявление о регистрации ККТ (п. 1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • в любую территориальную инспекцию в бумажном виде (форма заявления и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@);
  • в электронной форме через кабинет ККТ. При этом датой подачи заявления в электронной форме является дата его размещения в кабинете ККТ.

В заявлении необходимо указать (п. 2 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • полное наименование организации или ФИО (при его наличии) предпринимателя;
  • ИНН;
  • адрес и место установки (применения) ККТ. Если расчет происходит через Интернет, то нужно указать адрес (адреса) сайта;
  • наименование модели ККТ;
  • заводской номер экземпляра модели ККТ;
  • наименование модели фискального накопителя;
  • заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
  • в случае применения ККТ в составе автоматического устройства для расчетов - номер такого устройства;
  • сведения о применении ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных - если применяется такой режим;
  • сведения о применении ККТ только при оказании услуг – если регистрируется автоматизированная система для БСО;
  • сведения о применении ККТ только при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа через Интернет – если регистрируется ККТ, предназначенная для использования только при осуществлении таких расчетов;
  • сведения о применении ККТ при осуществлении деятельности банковского платежного агента (субагента) и (или) платежного агента (субагента), при приеме ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при организации и проведении азартных игр – если регистрируется ККТ, предназначенная для использования в такой деятельности.

ФНС России вправе устанавливать дополнительные сведения, указание которых необходимо в заявлении о регистрации ККТ.

Этап 2. Отчет о регистрации

В фискальный накопитель необходимо записать (п. 3 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • регистрационный номер ККТ, который инспекция сообщает не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о регистрации;
  • полное наименование организации или ФИО (при его наличии) предпринимателя;
  • сведения о ККТ, в том числе о фискальном накопителе;
  • иные сведения, необходимые для формирования отчета о регистрации.

После этого необходимо сформировать отчет о регистрации и передать его контролерам. Это следует сделать не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от налогового органа регистрационного номера. Передать отчет можно следующим образом:

  • на бумажном носителе;
  • через кабинет ККТ;
  • через оператора фискальных данных.

Датой подачи отчета в электронной форме считается дата его размещения в кабинете ККТ либо его передачи оператору фискальных данных.

Этап 3. Регистрация ККТ

Сведения, указанные в заявлении о регистрации ККТ, налоговая инспекция вносит в карточку регистрации ККТ и журнал учета. Именно дата формирования карточки регистрации ККТ является датой регистрации ККТ. На это инспекции отводится пять рабочих дней с даты подачи заявления. В течение пяти рабочих дней с даты регистрации такая карточка направляется налогоплательщику в электронной форме через (п. 7, 11 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • кабинет ККТ;
  • оператора фискальных данных.

Налогоплательщик, получивший карточку регистрации ККТ в электронной форме вправе получить такую карточку в бумажном виде (п. 12 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Налоговая инспекция откажет в регистрации ККТ, если (п. 13, 17 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • сведения о ККТ (фискальном накопителе) отсутствуют в реестре;
  • в случае представления в заявлении о регистрации ККТ недостоверных сведений или сведений не в полном объеме.

С 15.07.2016 в связи с переходом на онлайн-кассы с функцией передачи данных в налоговую инспекцию изменился и порядок перерегистрации кассовой техники (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ)). Новые правила перерегистрации, действующие с 15.07.2016, относятся к онлайн-кассам. Сроки перехода на онлайн-кассы смотрите здесь.

Однако если речь идет о перерегистрации ККТ "старого" образца, следует руководствоваться положениями Закона № 54-ФЗ (в ред., действовавшей до 15.07.2016).

Перерегистрация ККТ понадобится, если (п. 4 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • меняются сведения, внесенные в журнал учета и карточку регистрации ККТ (например, при смене адреса установки ККТ – при перемещении ККТ из одного магазина в другой);
  • происходит замена фискального накопителя.

Сведения вносятся в журнал учета и карточку регистрации ККТ на основании заявления о регистрации ККТ. О том, как зарегистрировать ККТ, смотрите здесь.

Этап 1. Подача заявления

Заявление о перерегистрации следует подать в налоговую инспекцию. Срок подачи – не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изменения сведений, указанных в журнале учета и карточке регистрации ККТ (п. 4 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). Обратиться можно (п. 1, 10 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • в любую налоговую инспекцию, подав заявление в бумажном виде (форма заявления и порядок его заполнения утв. приказом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@);
  • либо подать заявление в электронной форме через кабинет ККТ. Датой подачи будет дата размещения заявления в кабинете ККТ;

Если перерегистрация ККТ происходит по причине установки нового фискального накопителя, то вместе с заявлением в инспекцию необходимо подать (п. 4, 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • отчет об изменении параметров регистрации ККТ;
  • отчет о закрытии фискального накопителя.

Этап 2. Получение новой карточки регистрации ККТ

Контролеры проверяют достоверность представленных сведений, которые вносятся в новую карточку регистрации ККТ (п. 4 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). Дата формирования карточки регистрации ККТ является датой регистрации ККТ. На это инспекции отводится 5 рабочих дней с даты подачи заявления о перерегистрации ККТ (п. 7 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Налоговая инспекция в течение 5 рабочих дней с даты завершения перерегистрации направляет карточку регистрации ККТ налогоплательщику (п. 11 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • через кабинет ККТ;
  • либо через оператора фискальных данных.

При необходимости в инспекции можно получить карточку регистрации ККТ в бумажном виде (п. 12 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Налоговая инспекция откажет в перерегистрации ККТ, если (п. 13, 17 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • сведения о ККТ (фискальном накопителе) отсутствуют в реестре;
  • в случае представления в заявлении о перерегистрации ККТ недостоверных сведений или сведений не в полном объеме.

С 15.07.2016 внесены существенные изменения в порядок применения кассовой техники (Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ, далее – Закон № 290-ФЗ). В частности, продавцы должны использовать онлайн-кассы с функцией передачи фискальных документов (кассовый чек, БСО) в налоговую инспекцию. Сроки и особенности перехода на онлайн-кассы приведены в таблице.

В связи с этим изменился и порядок снятия с регистрации кассовой техники. Так, при снятии с регистрации онлайн-кассы следует учитывать требования ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники…" (далее – Закон № 54-ФЗ).

Онлайн-кассу можно снять с учета по заявлению пользователя и без такого заявления – по решению налогового органа.

В первом случае онлайн-кассу снять с регистрации придется, если кассовый аппарат (п. 5 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • передан другому пользователю;
  • утерян или похищен;
  • неисправен.

Во втором случае налоговая инспекция самостоятельно снимет с учета ККТ, если (п. 15, 16 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • обнаружено несоответствие требованиям законодательства РФ. Повторная регистрация такой ККТ возможна при устранении выявленных нарушений;
  • по истечении срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе. В течение одного месяца с даты снятия ККТ с учета следует представить в инспекцию все фискальные данные, которые хранятся в фискальном накопителе.

Этап 1. Подача заявления

Заявление о снятии с регистрации онлайн-кассы необходимо подать в налоговую инспекцию не позднее одного рабочего дня со дня передачи ККТ другому пользователю или утери (хищения).

Такое заявление можно подать (п. 1, 10 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • в любую налоговую инспекцию – в бумажном виде (форма заявления и порядок его заполнения утв. приказом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@);
  • в электронной форме через кабинет ККТ. Датой подачи заявления будет дата его размещения в кабинете ККТ;

В заявлении следует указать (п. 6 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • полное наименование организации или Ф.И.О. (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • ИНН налогоплательщика;
  • наименование модели ККТ;
  • заводской номер экземпляра ККТ, зарегистрированного в налоговом органе;
  • сведения о случаях хищения или потери ККТ (при наличии таких фактов).

Вместе с заявлением о снятии с регистрации ККТ (за исключением случая утраты или хищения) необходимо представить в инспекцию отчет о закрытии фискального накопителя (п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

ККТ можно применять в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы, например, если торговля происходит в удаленных от услуг связи местностях. В этом случае следует считать фискальные данные всех фискальных документов, содержащихся в фискальном накопителе, и представить данные в инспекцию вместе с заявлением (п. 7 ст. 2, п. 14 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Этап 2. Формирование карточки о снятии ККТ с учета

Датой снятия с регистрации ККТ является дата формирования карточки о снятии ККТ с регистрационного учета. Такая карточка формируется налоговым органом и выдается (направляется) в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления (п. 7 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

В ней налоговая инспекция должна указать (п. 9 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • полное наименование организации или Ф.И.О. (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • ИНН налогоплательщика;
  • наименование модели ККТ;
  • заводской номер экземпляра ККТ;
  • дату снятия ККТ с регистрационного учета.

Карточку контролеры должны направить в течение 5 рабочих дней с даты снятия ККТ с регистрации. Инспекция вправе это делать (п. 11 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • через кабинет ККТ;
  • через оператора фискальных данных.

Также карточку о снятии ККТ с регистрации можно получить в налоговом органе в бумажном виде (п. 12 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Устанавливая правила применения контрольно-кассовой техники (ККТ), действующее законодательство также содержит санкции за их нарушение.

Контроль и надзор за соблюдением законодательства о ККТ осуществляется налоговыми органами. Они же вправе применять наказание за его несоблюдение (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ, п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее – Закон о ККТ).

Привлечь нарушителя к ответственности могут в течение одного года с момента совершения правонарушения, либо а если оно является длящимся, то с момента обнаружения такого правонарушения (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Рассмотрим, что может стать основанием для привлечения к ответственности и каков размер наказания.

Неприменение ККТ

В частности, под неприменением ККТ следует понимать (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16):

  • фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине его отсутствия);
  • пробитие чека ККТ с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Ответственность за неприменение ККТ закреплена в ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Такое нарушение может повлечь:

  • для должностных лиц и ИП (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) – штраф от ¼ до ½ размера суммы расчета, осуществленного без ККТ, но не менее 10 000 рублей;
  • для юридических лиц – от ¾ до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

За повторное совершение того же правонарушения предусмотрена более серьезная ответственность (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для должностных лиц и ИП (ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ) – дисквалификация на срок от одного года до двух лет;
  • для юридических лиц – приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Однако такая ответственность наступает в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила (в т.ч. в совокупности), один миллион рублей и более.

Напомним, что под повторным совершением однородного административного правонарушения понимается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения. В свою очередь лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (пп. 2 ч. 1 ст. 4.3, ст. 4.6 КоАП РФ).

Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, или с нарушением порядка регистрации и условий применения ККТ

Требования к контрольно-кассовой технике, порядок ее регистрации (перерегистрации) и применения закреплены, соответственно, в ст. 4, 4.2, 4.3 Закона о ККТ.

Нарушение правил, установленных указанными статьями, влечет привлечение к ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.

За подобное нарушение предусмотрены следующие виды наказания:

  • для должностных лиц и ИП – предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 500 до 3 000 рублей;
  • для юридических лиц – предупреждение или наложение штрафа от 5 000 до 10 000 рублей.

При этом указанная ответственность за использование ККТ с нарушением установленного порядка и условий ее применения (ст. 4.3 Закона о ККТ) будет наступать только по тем правонарушениям, которые были совершены с 01.01.2017 г.

Нарушение порядка представления информации и документов в налоговые органы

Организации и предприниматели обязаны предоставлять информацию о применении ККТ в налоговые органы в случаях, в порядке и в сроки, которые установлены уполномоченным органом (абз. 8 п. 2, п. 4 ст. 5 Закона о ККТ).

Несоблюдение этого требования может стать причиной наказания на основании ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ. Эта статья предусматривает наказание как за непредставление документов и информации, так и за нарушение сроков их предоставления.

Норма предусматривает следующие санкции:

  • для должностных лиц и ИП – предупреждение или наложение штрафа от 1 500 до 3 000 рублей;
  • для юридических лиц – предупреждение или наложение штрафа от 5 000 до 10 000 рублей.

Ненаправление кассового чека или БСО покупателю

По общему правилу (п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ) при осуществлении расчета пользователь ККТ обязан выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности. По желанию последнего эти документы должны быть направлены на его абонентский номер или адрес электронной почты.

Невыполнение такой обязанности влечет привлечение к административной ответственности на основании ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ в размере:

  • для должностных лиц – предупреждение или наложение штрафа 2 000 рублей;
  • для юридических лиц – предупреждение или наложение штрафа 10 000 рублей.

Однако если налоговики выявят нарушение во время автоматизированной проверки сообщений от организаций и граждан, а нарушитель признает допущенное им нарушение и добровольно его исправит, налагаемый на него штраф по части 2, 4 или 6 ст. 14.5 КоАП РФ будет в три раза меньше минимального размера штрафа, указанного в этих частях (ч. 3.4 ст. 4.1, ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Обратите внимание!

В ряде случаев ответственности за нарушение порядка применения ККТ можно избежать (Примечание к ст. 14.5 КоАП РФ). Для этого необходимо добровольно заявить в налоговый орган о случае:

  • неприменения ККТ;
  • применения ККТ, не соответствующей установленным требованиям;
  • применения ККТ с нарушением порядка ее регистрации и/или перерегистрации и применения.

Кроме того, до вынесения постановления по делу об административном правонарушении необходимо добровольно исправить допущенное нарушение.

Также необходимо соблюсти следующие условия:

  • на момент обращения пользователя ККТ с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Таким образом можно избежать наказания на основании ч. 2, 4, 6 ст. 14.5 КоАП РФ.

Также напомним, что штраф по ст. 14.5 КоАП РФ для малых и средних предпринимателей может быть заменен предупреждением (при соблюдении необходимых условий). 

С 01.01.2018 индивидуальные предприниматели на ЕНВД или ПСН вправе уменьшать налог на расходы по приобретению онлайн-касс (п. 2, 3 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2017 № 349-ФЗ, Закон № 349-ФЗ).

К расходам на покупку онлайн-кассы относятся не только затраты на кассовый аппарат, но и затраты на:

  • покупку фискального накопителя, программного обеспечения;
  • выполнение сопутствующих работ, оказание услуг (по настройке ККТ, иных услуг);
  • приведение ККТ в соответствие требованиям Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, т.е. затраты на модернизацию кассы.

Уменьшать налог можно на общую сумму расходов, но не более чем на 18 000 руб. по каждому экземпляру ККТ.

Общие условия применения вычета

Для применения вычета необходимо, чтобы:

  1. ККТ была включена в реестр;
  2. ККТ была зарегистрирована в налоговой инспекции в определенный период;
  3. ККТ использовалась в деятельности на ЕНВД или ПСН;
  4. Расходы на покупку ККТ не были учтены при расчете иных налогов.

Уменьшение ЕНВД на расходы по приобретению онлайн-касс

Условия применения вычета при ЕНВД зависят от того, когда индивидуальный предприниматель должен перейти на применение ККТ.

Сроки перехода на онлайн-кассы для ИП на ЕНВД зависят от применяемого вида деятельности. Подробнее см. статью Сроки перехода на онлайн-кассы.

Если ИП на ЕНВД должен перейти на применение онлайн-касс с 1 июля 2018 года, то для заявления вычета (абз. 2, 5 п. 2.2 ст. 346.32 НК РФ):

  • онлайн-касса должна быть зарегистрирована в налоговой инспекции с 01.02.2017 по 01.07.2018;
  • налог можно уменьшить только за 2018 год, но не ранее периода регистрации ККТ.

Если ИП на ЕНВД должен перейти на применение онлайн-касс с 1 июля 2019 года, то для заявления вычета (абз. 1, 4 п. 2.2 ст. 346.32 НК РФ):

  • онлайн-касса должна быть зарегистрирована в налоговой инспекции с 01.02.2017 по 01.07.2019;
  • налог можно уменьшить за периоды 2018 и 2019 годов.

Сумма ЕНВД, подлежащая уплате по итогам налогового периода, может быть уменьшена на сумму вычета. Сумму вычета индивидуальный предприниматель заявляет в декларации по ЕНВД. Декларация по ЕНВД по форме, утвержденной приказом ФНС России от 04.07.2014 № ММВ-7-3/353@, не содержит механизма уменьшения налога, подлежащего уплате на расходы по приобретению ККТ. Поэтому вместе с декларацией ФНС России рекомендует представлять в налоговую инспекцию пояснительную записку. Сведения необходимо указывать по каждому экземпляру ККТ отдельно (письмо ФНС России от 20.02.2018 № СД-4-3/3375@).

 

Однако проектом новой формы декларации предусмотрен специальный раздел. В нем необходимо указать следующие сведения о каждом экземпляре ККТ, расходы на приобретение которого уменьшают сумму налога к уплате:

  • наименование и заводской номер модели ККТ;
  • дату регистрации в налоговом органе и регистрационный номер ККТ;
  • сумму понесенных расходов.

Если сумма налога по итогам налогового периода окажется меньше, чем сумма понесенных затрат, то остаток вычета переносится на последующие налоговые периоды до полного его исчерпания.

Уменьшение стоимости патента при ПСН на расходы по приобретению онлайн-касс

Предприниматели на ПСН также вправе воспользоваться налоговым вычетом, условия применения которого зависят от сроков перехода на онлайн-кассы.

Подробнее о сроках перехода в зависимости от вида деятельности см. в статье Сроки перехода на онлайн-кассы.

Если ИП на ПСН должен перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2018 года, то для заявления вычета (абз. 2, 5 п. 1.1 ст. 346.51 НК РФ):

  • онлайн-касса должна быть зарегистрирована в налоговой инспекции с 01.02.2017 по 01.07.2018;
  • налог можно уменьшить за периоды, которые начинаются в 2018 году и заканчиваются после регистрации ККТ.

Если ИП на ПСН должен перейти на применение онлайн-касс с 1 июля 2019 года, то для заявления вычета (абз. 1, 4 п. 1.1 ст. 346.51 НК РФ):

  • онлайн-касса должна быть зарегистрирована в налоговой инспекции с 01.02.2017 по 01.07.2019;
  • налог можно уменьшить за периоды, которые начинаются в 2018 и 2019 годов и завершаются после регистрации ККТ.

На расходы по приобретению ККТ индивидуальный предприниматель может уменьшить любой из платежей по патенту. Если патент полностью оплачен, а срок его действия еще не истек, то расходы на приобретение ККТ получают статус переплаты. Эти суммы можно зачесть или возвратить в порядке, установленном ст. 78 НК РФ (абз. 9 п. 1.1 ст. 346.51 НК РФ).

Если предприниматель получил в указанных налоговых периодах несколько патентов и при исчислении налога по одному из них расходы на приобретение ККТ превысили сумму налога, то оставшуюся часть расходов можно учесть в уменьшение налога по другому патенту (абз. 6 п. 1.1 ст. 346.51 НК РФ).

Для получения вычета предприниматель на ПСН должен направить уведомление об уменьшении суммы налога в налоговую инспекцию, в которой он состоит на учете и в который уплачена (должна быть уплачена) сумма налога (абз. 7 п. 1.1 ст. 346.51 НК РФ).

Это можно сделать в письменной или электронной форме с использованием усиленной квалифицированной подписи. Рекомендуемая форма уведомления приведена в письме ФНС России от 04.04.2018 № СД-4-3/6343@.

Если налоговая инспекция установит недостоверность представленных сведений, она уведомит предпринимателя об отказе в налоговом вычете в срок не позднее 20 дней со дня получения уведомления. Однако предприниматель может повторно представить уведомление с исправленными сведениями (абз. 10 п. 1.1 ст. 346.51 НК РФ).

Пакет документов для применения вычета при покупке онлайн-кассы

Для того чтобы подтвердить правомерность вычета на покупку ККТ, индивидуальные предприниматели должны подготовить:

  1. договоры, подтверждающие покупку ККТ, фискального накопителя, программного обеспечения, и (или) оказание соответствующих услуг;
  2. документы, подтверждающие оплату договоров;
  3. паспорт ККТ;
  4. сертификат о регистрации ККТ в налоговой инспекции.

Пример

Предприниматель купил 2 экземпляра ККТ стоимостью 15 000 руб. и 21 000 руб. В этом случае сумму налога можно уменьшить на 15 000 руб. и 18 000 руб. Следовательно, общая сумма вычета составит 33 000 руб. (письмо ФНС России от 21.02.2018 № СД-3-3/1122@).

Кассовый чек (БСО) коррекции – чек, который формируется при выполнении корректировки расчетов, произведенных ранее (п. 4 ст. 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Это может потребоваться, если:

  • кассовый чек (БСО) не был своевременно пробит,
  • или кассовый чек (БСО) пробит на меньшую сумму денежных средств, чем фактически получено от покупателя.

Проще говоря, кассовый чек (БСО) коррекции позволяет провести по кассе выручку, которая ранее не была учтена. Например, в случае поломки ККТ.

Требования к реквизитам кассового чека (БСО) коррекции установлены приказом ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию" (Таблица 30).

В частности, в такой чек (БСО) должен содержать:

  • наименование документа (Тег 1000);
  • ИНН пользователя (Тег 1018);
  • номер чека за смену (Тег 1042);
  • признак расчета (Тег 1054);
  • сумма расчета (Тег 1020).

При этом реквизит "признак расчета" (Тег 1054) принимает значение "1" (приход) либо значение "3" (расход).

Также необходимо (для версии ФФД 1.0 – рекомендуется) включать в кассовый чек (БСО) коррекции реквизиты:

  • тип коррекции (Тег 1173) (самостоятельная операция – значение "0", операция по предписанию – значение "1");
  • основание для коррекции (Тег 1174).

Информацию о предмете расчета (Тег 1059) включать в кассовый чек (БСО) коррекции не нужно.

 

Статья-рекомендация:

Нередко покупатели возвращают продавцу ранее приобретенный товар, требуя назад потраченные деньги. Чтобы оформить возврат денег, продавцу необходимо получить от покупателя соответствующее письменное заявление.

 

 Заявление на возврат товара

 

Возврат денежных средств покупателю надо провести по операционной кассе, пробив кассовый чек с признаком расчета – "возврат прихода" (Тег 1054) (п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, приказ ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@, письма Минфина России от 20.11.2017 № 03-01-15/76525, от 20.09.2017 № 03-01-15/60738).

Кассовый чек необходимо выдать покупателю (направить в электронной форме). При этом забирать у него первоначальный чек не следует.

Оформлять расходный кассовый ордер в момент выдачи наличных денежных средств покупателю не нужно, ведь денежные средства продавец возвращает из операционной кассы, а не из главной.

После окончания кассовой смены продавец всю на сумму поступивших наличных оформит приходный кассовый ордер, а на сумму возвращенных наличных - расходный кассовый ордер (4.1 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У).

Такой порядок действует независимо от того, когда продавец возвращает наличные денежные средства покупателю – в день покупки или позднее.

Отметим, что акт о возврате денежных сумм по форме КМ-3 (утв. постановлением Госкомстата от 25.12.1998 № 132) продавец оформлять не обязан, см. письмо Минфина России от 16.09.2016 № 03-01-15/54413, направлено письмом ФНС России от 26.09.2016 № ЕД-4-20/18059@.

Если в операционной кассе недостаточно средств

В этом случае продавцу необходимо внести в операционную кассу недостающую сумму из главной кассы на основании РКО.

Далее происходит возврат в обычном порядке – продавец оформляет кассовый чек на возврат.

Покупатель обратился за возвратом денег после окончания смены

Если покупатель обратился за возвратом денежных средств после окончания смены, то продавец может:

  • открыть смену, внести денежные средства в операционную кассу, пробить чек на возврат и закрыть смену;
  • попросить покупателя обратиться позднее (в пределах установленного законом срока для возврата товара).